Росреестр информирует

С 1 февраля введен новый порядок предоставления документов в регистрирующий орган нотариусами

 Управление Росреестра по Новосибирской области обращает внимание, что с 01 февраля  2019 г. вступили в силу изменения в  Основы законодательства о нотариате, в частности, в отношении порядка и срока предоставления документов в Росреестр. Данные изменения направлены на упрощение и ускорение процедур  государственной регистрации для граждан и юридических лиц.

При выдаче свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности пережившего супруга нотариус теперь обязан не позднее окончания рабочего дня представить в Росреестр в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы. Такой же порядок предусмотрен и в отношении нотариальных договоров, на основании которых у лица возникает право на недвижимое имущество. При этом договором может быть предусмотрен иной срок подачи документов в орган регистрации.

При наличии обстоятельств, не позволяющих представить документы в электронной форме, нотариус обязан направить в Росреестр документы на бумажном носителе не позднее двух дней со дня выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности пережившего супруга. Если срок подачи документов определен в договоре, то не позднее двух рабочих дней по истечении указанного срока.

Напоминаем, что срок государственной регистрации по документам, представленными нотариусом в электронном виде, составляет один рабочий день с момента поступления документов в Росреестр.

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

Роль государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, при проведении землеустроительных и кадастровых работ

 При выполнении кадастровых работ, оформлении документов на земельные участки у граждан и юридических лиц нередко возникает необходимость обращения к документам, отображающим первоначальное положение границ земельного участка, получения документов, подтверждающих ранее возникшее право на землю, или картографических материалов, отображающих местоположение земельных участков. Такие документы хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (фонд данных землеустройства).

В Управлении Росреестра по Новосибирской области и в каждом его территориальном отделе имеется такой фонд, основную часть которого составляют уникальные материалы:

дела по отводу земельных участков садоводческим товариществам, юридическим и физическим лицам для различных целей;

проекты перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий (это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями);

дела по передаче земель в ведение сельских Советов;

материалы инвентаризации земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения;

материалы почвенных, геоботанических обследований;

материалы оценки качества земель;

планово-картографические материалы различных масштабов.

Также в фонде данных землеустройства хранятся материалы по межеванию земельных участков, изготовленные до 2009 года.

В настоящее время существенно возрастают объемы землеустроительных и кадастровых работ, повышаются требования к обоснованию проектных решений, появилась острая необходимость в проведении мероприятий по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по установлению границ населенных пунктов, территориальных зон и внесению сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости.

Документы фонда данных землеустройства могут использоваться органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов, при принятии решений о предоставлении земельных участков; кадастровыми инженерами – как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков, по установлению границ объектов землеустройства, при уточнении границ земельных участков (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании), для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Следует отметить, что Управление Росреестра является единственным держателем фонда данных землеустройства. Существенное значение имеет тот факт, что документы, содержащиеся в фонде данных землеустройства, предоставляются всем заинтересованным лицам бесплатно.

Для получения документов фонда данных землеустройства, необходимо обратиться в Управление Росреестра или его территориальные отделы, расположенные в районах Новосибирской области. 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

 

Об административных обследованиях объектов

земельных отношений

Управление Росреестра по Новосибирской области в рамках осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства проводит административное обследование объектов земельных отношений.

Административное обследование включают в себя следующие действия государственного земельного инспектора: замеры границ участков без непосредственного доступа на него, фотосъемку, проверку документов о праве собственности на земельный участок.

С начала года государственным земельным инспектором межмуниципального Венгеровского отдела проведены административные обследования свыше 120 земельных участков.

По результатам административных обследований Управлением Росреестра состаляется либо акт административного обследования в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, либо заключение об отсутствии нарушения. Акт административного обследования является основанием для организации проверок в отношении нарушителя. По результатам административных обследований Управлением Росреестра в дальнейшем будут инициированы плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении нарушителей.

Владельцы земельных участков и все заинтересованные лица могут ознакомиться с результатами административных обследований на региональной странице Управления официального сайта Росреестра в сети Интернет   https://rosreestr.ru/site/ в разделе Открытая служба // Проведение проверок // Результаты проверок соблюдения земельного законодательства.

 

«Гаражная амнистия» в проекте

 

Министерство экономического развития Российской Федерации разработало проект Федерального закона о гаражах и о порядке приобретения прав на них.

По данным Федеральной налоговой службы России в Едином государственном реестре юридических лиц содержится информация о почти 37 тысячах юридических лиц, зарегистрированных в качестве гаражных (гаражно-строительных) кооперативов. Значительная часть гаражей остаются не оформленными – не поставлены на кадастровый учет, права не зарегистрированы. В настоящее время законодательство не содержит отдельного специального нормативного правового акта, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов. Кроме того, в законодательстве отсутствует определение понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив», отсутствуют характеристики, которыми должен обладать объект гаражного назначения.

Гаражи можно оформить и сейчас, однако, процесс этот довольно трудоемкий. Предполагается, что с принятием закона у граждан, не имеющим документы на гаражи, появится возможность оформить их в собственность и приобрести участок под ним в упрощенном порядке. В дальнейшем собственники могут распоряжаться этим имуществом: продавать, дарить, страховать или закладывать в ипотеку.

«Гаражная амнистия» предоставит возможность гражданам, не имеющим документы на гаражи, возведенные до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть до 29 декабря 2004 года, оформить их в собственность.

Законопроект предлагает определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «машино-место».

Введение понятия «некапитальный гараж» обеспечит возможность с учетом градостроительных норм предоставлять инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для средств передвижения вблизи их места жительства.

«Гаражная амнистия» закрепляет понятие «гаражный кооператив», при этом понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» являются тождественными.

Положениями законопроекта определяется порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса. Также закрепляется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под объектами гаражного назначения.

Проект закона о гаражах предлагает определить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены многоэтажные гаражи, а также особенности приобретения и использования имущества общего пользования гаражного назначения.

Законопроект планируется внести в Правительство Российской Федерации в мае текущего года. Ожидаемый срок вступления закона в силу – 2020 год. 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

В Управлении Росреестра по Новосибирской области состоялась «горячая» линия

 

18 апреля 2019 г. заместитель руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Наталья Ивчатова провела «горячую» телефонную линию по вопросам оформления прав на гаражи.

В ходе «горячей» телефонной линии поступило более десяти звонков, в которых задавались вопросы о порядке оформления прав на гаражные боксы. Поступили вопросы о законопроекте о «гаражной амнистии», который предоставит возможность в будущем зарегистрировать права на гаражи без судебного решения. Поступили также  вопросы по находящимся в производстве делам при оказании государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на гаражные боксы.

Заявители получили полные ответы, разъясняющие положения существующего законодательства и проекта нового закона.

  1. Что изменится с принятием закона о «гаражной амнистии»?

В 2019 году  Минэкономразвития России разработан проект федерального закона о гаражах и порядке их приобретения. Основная цель нового законодательного проекта – регулирование вопросов статуса и деятельности гаражных и гаражно-строительных кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения.

Закон позволит на первоначальном этапе оформить земельные отношения под гаражом, а потом зарегистрировать на него права.

На сегодняшний день отношения по строительству гаражей и возникновением на них права собственности граждан регулируются как современными законодательными актами, так и советского периода. В законе не содержится отдельных норм права, регулирующих деятельность гаражно-строительных кооперативов.  Гаражный бокс, гараж относятся к объектам недвижимости – здание или помещение.

Члены гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки сталкиваются с трудностями из-за отсутствия документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи;

— отсутствуют права на земельные участки;

— отсутствует ввод объектов в эксплуатацию, поскольку строительство таких гаражей зачастую осуществлялось более полувека назад.

Законопроект предлагает определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «гаражный бокс». Понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив предлагается считать равнозначными.

Важным моментом в проекте закона являются нормы права, определяющие процедуру регистрации и кадастрового учета на гаражи. В законе установлен более простой порядок, чем сегодня установлено положениями закона «О государственной регистрации недвижимости».

Ожидаемый срок вступления закона в силу – 2020 год.

  1. Что необходимо для регистрации права на гаражный бокс, если регистрация приостановлена?

Как правило, самой распространенной причиной приостановления регистрации прав на гаражные боксы является отсутствие каких-либо документов, подтверждающих факт создания самой постройки гаража, в связи с чем она квалифицируется как самовольная постройка. Зачастую у гаражного кооператива отсутствуют  и землеотводные документы для строительства зданий гаражей.

При рассмотрении заявления о регистрации права на гаражный бокс в таком здании государственный регистратор принимает меры по получению дополнительной информации: делает запросы в архивные службы, органы власти, в которых могут иметься сведения о выделении земли для строительства здания гаражей, архитектурные инспекции, обладающие информацией по приемке в эксплуатацию зданий.

Существует и проблема с постановкой гаражного бокса на кадастровый учет. Если у гражданина нет технического документа, выданного органами БТИ до 1 марта 2013 года, такой гаражный бокс не является ранее учтенным, Его можно поставить на кадастровый учет только одновременно со зданием и всеми боксами, в нем находящимися. Эта процедура трудоемка и затратна для обычного владельца гаража.

Выходом из сложившейся ситуации является оформление прав на гаражный бокс и его постановка на кадастровый учет на основании вступившего в законную силу решения суда. 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

 

Теплицы: регистрировать или не регистрировать 

Вниманию новосибирских дачников! В СМИ появилась информация об обязательной регистрации теплиц как объектов недвижимости и оплате налога на это имущество.

Управление Росреестра по Новосибирской области сообщает, что решение об оформлении теплицы принимает исключительно сам владелец, но только в том случае, если теплица является объектом недвижимости.

Для проведения кадастрового учета и регистрации прав на теплицу она должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, ее перемещение должно быть невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению.

Если теплица не отвечает указанным признакам объекта недвижимости, ее оформлять не надо!

Для регистрации объекта недвижимости, в том числе теплицы (если она таковым является), необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Росреестр. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление.

Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/site/, или подать лично,  обратившись в офисы МФЦ. Если объект недвижимости расположен не в городе (районе) Новосибирской области вашего проживания, не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить свою недвижимость можно в месте вашего нахождения.

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

 

Ответственность за нецелевое использование земельного участка 

По сведениям Управления Росреестра по Новосибирской области типичным нарушением земельного законодательства в регионе является использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель.

Порой собственники или арендаторы земельных участков не придают особого значения тому факту, что земля это природный объект, который находится под определенным контролем и охраной государства.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает граждан и юридических лиц использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вся земля в Российской Федерации распределена между категориями в зависимости от целевого назначения земельных участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяются утвержденные Правила застройки и землепользования, а также  единый федеральный классификатор.

Собственники или владельцы земли в обязательном порядке должны соблюдать режим, установленный для определенных категорий участков. Это относится и к соблюдению целевого назначения земли, соответствующего определенной категории.

Выявление фактов использования земельного участка не по целевому назначению, не в соответствии с видом разрешенного использования, влечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, а также  применение мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Это могут быть штрафные санкции, расторжение договора аренды и изъятие земельного участка, прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Самой распространенной формой принимаемых к нарушителям мер является штраф, размеры которого определены в статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе органов прокуратуры, а также органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

 

Цифровизация государственных услуг Росреестра для жителей Новосибирской области 

Управление Росреестра по Новосибирской области является исполнителем ряда мероприятий по улучшению показателей инвестиционного климата региона.

Значительное внимание уделяется развитию государственных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Управление Росреестра по Новосибирской области осуществляет популяризацию электронных сервисов Росреестра в рамках проекта «Институт электронных услуг»: проводятся обучающие семинары и мастер — классы, организованы телефонные консультации по порядку подачи документов в электронной форме посредством «Личного кабинета» официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru, разработаны методические материалы и памятки.

Управлением Росреестра совместно с многофункциональным центром, осуществляющим прием документов для предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области (ГАУ НСО «МФЦ»), запланирована реализация проекта по созданию в филиалах ГАУ НСО «МФЦ» (на территории г.Новосибирска – филиалы «Зыряновский» и «Первомайский», на территории Новосибирской области —  филиалы Карасукского и Татарского районов) рабочих мест для использования заявителями электронных сервисов, оснащенные компьютерной техникой с возможностью выхода в Интернет и доступом к Порталу государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/ и официальному сайту Росреестра https://rosreestr.ru.

Используя данные рабочие места для посещения официального сайта ведомства, заявители могут воспользоваться «Личным кабинетом» и пятью электронными сервисами Росреестра:

  1. Получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и являющихся общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
  2. Запрос сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством доступа к ФГИС ЕГРН (получение «Ключа доступа»).
  3. Получение справочной информации по объектам недвижимости в режиме online.
  4. Доступ к Публичной кадастровой карте.
  5. Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки.

Для взаимодействия кадастровых инженеров с органом регистрации прав на сайте ведомства предусмотрен «Личный кабинет кадастрового инженера». Сервис позволяет в режиме online осуществлять автоматизированную предварительную проверку подготовленных технических документов на наличие оснований, препятствующих кадастровому учету.

Важную роль при предоставлении услуг играет межведомственное электронное взаимодействие, которое подразумевает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять находящихся в их распоряжении сведения в Росреестр без участия заявителя.

Организация эффективного электронного взаимодействия и предоставление государственных услуг в электронном виде являются приоритетными задачами региональных ведомств и организаций, поскольку такой вариант взаимодействия обеспечивает комфортное получение услуг, включая услуги по государственной регистрации недвижимости, что является необходимой составляющей для получения высокой оценки инвестиционной привлекательности нашего региона. 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Новосибирской области

 

Обсуждение закрыто.